О себе.

После окончания университета я был юристом, долго. У меня было отличное образование, но применить это на практике не очень-то у меня получалось. И вот, в 30 лет, я решился начать все заново, с чистого листа! Прошел краткий курс поварского мастерства и пришел в один из самых известных московских ресторанов – VOGUE CAFÉ. И вот он первый знак судьбы, шеф меня взял. Это был один из самых известных российских шеф-поваров, а также популярный телеведущий Юрий Владимирович Рожков. Он и стал моим «крестным» в поварской деле!

Потом пришлось тяжело! Скажите, ну как человеку, всю жизнь проработавшему в офисе, проторчавшего у компьютера и судебных инстанциях, привыкнуть работать по десять-двенадцать часов в жаркой кухне ресторана? Другая жизнь, другой ритм, другие люди. Но люди, об этом стоит сказать честно, одни из самых лучших! Пожалуй, самая разношерстная публика, с которой мне приходилось сталкиваться, люди из разных стран, с разным образованием, с разными желаниями и устремлениями. Большинство талантливы, амбициозны, и очень увлечены своей работой!

Еще долго будет трудно, но профессия не отпускала. Когда становилось очень тяжело, и я готов был сдаться и попытаться вернуться в офис, подворачивался спасительный вариант с лучшей зарплатой, должностью или графиком. Семье тоже приходилось нелегко, двоим маленьким детям необходимо много внимания и заботы, а приходить с работы теперь приходилось за полночь. Да и родственникам старшего поколения тяжело принять тот факт, что диплом одного из лучших вузов страны теперь лежит на полке, а перспективы стать известным шеф-поваром пока туманны. Но уже на настоящий момент мне довелось поработать в нескольких лучших ресторанах Москвы, с разными концепциями, с русскими и иностранными шефами, и я не сдаюсь, и буду двигаться вперед по выбранному мною пути – достижение вершин кулинарного мастерства! Надеюсь еще поделиться с вами, каково это - работать в ресторане, отмеченным звездами Michelin ;-)!

Но, пока я двигался по намеченному пути, жизнь продолжалась. Мои сыновья, Вовка и Андрюшка, быстро росли, и в Москве, с ее заоблачными ценами, бардаком, и сумасшедшим ритмом, моей семье с каждым днем становилось все тяжелее и тяжелее. И мы с моей любимой и замечательной женой Катей решили предпринять еще один рискованный шаг – переехать в Сербию, страну братского русским народа и замечательных, добрых людей! При выборе Сербии как страны проживания основным было то, что здесь чудесный климат, вкусная и качественная еда, а, главное, все условия для того, чтобы наши дети выросли здоровыми и крепкими!!!

По приезду в Сербию я продолжил свою поварскую карьеру, благо толковому повару, куда бы он ни приехал, всегда можно найти работу – чтобы не происходило, люди всегда и везде хотят вкусно поесть! К счастью, в Сербии, в Белграде в частности, ресторанный бизнес имеет давнюю традицию и развит очень хорошо, ресторанов, больших и маленьких, с самой разнообразной кухней, очень много.

Но Сербия не была бы СЕРБИЕЙ, если бы не имела своих уникальных, иногда специфических для русского, особенностей. Это и традиции, и повседневная жизнь сербов, и непременно (самое интересное для меня) своя кухня. Ведь именно по кухне очень часто можно многое узнать о стране и народе, о его истории и привычках!

И я решился начать свой блог, в котором поделюсь с уважаемыми читателями своими наблюдениями. И так – СЕРБИЯ ГЛАЗАМИ РУССКОГО ПОВАРА.

С Богом!

Сербский "Руски КВАС"


    По приезду в Сербию и по мере обустройства на месте естественным образом надо было ходить за продуктами. Приехали мы весной, посему из напитков мы особенно ничего не покупали, разве что иногда пиво, вино и минеральную воду. Когда же наступила летняя жара, то как-то пришлось поднажать на прохладительные напитки.
Сначала мы пристрастились к Cockta, напитку, чем то похожий на наш «Байкал», в основе тоже смесь эссенций растений плюс карамелизованный сахар, только не такой ядреный. У меня ощущение, что Cockta в своем роде югославский ответ Coco-Cola, даже на этикетке подчеркивается, что «не содержит кофеина и ортофосфорной кислоты» (немаловажных ингредиентов всех кол!). Но как бы ни был хорош этот напиток, он сладкий, быстро приедается, да и детям его особенно много не дашь, чтобы не писали на этикетках – «на заборе написано одно, а внутри дрова». И во время очередного похода в магазин, блуждая взглядом по полкам с напитками, я неожиданно наткнулся на этикетку с надписью «РУСКИ КВАС». Нет, даже не так – «руски КВАС». Надпись была красного цвета псевдостарославяского шрифта, венчало ее стилизованное изображение веселого бурого мишки!


   Любопытство заставило взять меня несколько бутылочек 0,33 (забегая вперед, скажу, что квас в Сербии только в бутылках, реже в алюминиевых банках, по 0,33 и 0,5 литра, «очаковских» 2 литра даже не ищите).
   Дома с женой незамедлительно устроили дегустацию. Вкус… если честно, я умом понимаю, что у каждого человека, выросшего в России и заставшего советские ларьки и передвижные железные бочки с разливным квасом, во рту свой набор вкусовых колбочек и многие могли бы по результату своей дегустации со мной бы не согласились, но как только я сделал первый глоток, я сразу вспомнил ТОТ КВАС, которым в детстве на спор упивался до умопомрачения, обязательно «взрослыми» кружками по поллитра, с риском до совершеннолетия «посадить» почки и поиметь лопнувший мочевой пузырь. Тот самый вкусный пенный квас, за которым бегал с бидончиком, с которым самая обычная окрошка превращалась в блюдо, которое летом можно есть на завтрак-обед-ужин-каждый-день!
Настоящий вкус, вкус живого кваса, совсем не похожий на вкус «квасных напитков», которых сейчас море.
   Жене сербский квас тоже понравился. Я как то краем уха потом услышал, что в разговоре с кем-то из друзей по Скайпу, она, перечисляя положительные моменты проживания в Сербии, упомянула в числе них наличие вкусного кваса :-)! Старшему сыну он тоже пришелся по душе, хотя мне кажется, что между квасом и кока-колой он бы выбрал последнее (что поделаешь – всем детям нравится эта сладкая шипучка). Тем более его выбор понятен – он-то не пробовал кваса, как его делали раньше, поэтому его и не зацепил, как нас с женой, этот вкус детства.
   Сейчас снова в Белграде жара, и я, когда есть возможность, не могу отказать себе в удовольствии выпить бутылочку кваса! Попивая очередные 0,33, я задумался – может разузнать поподробнее, как квас появился в Югославии и вообще стало интересно: квас здесь если не сказать, что непопулярен, то это ничего не сказать; его мало, но в магазинах не застаивается…. Чтобы не ходить вокруг да около, я отправился на пивоварню BiP (Beogradska industrija piva), которая до недавнего времени была единственным в Сербии производителем кваса, благо она находится в самом Белграде, да и жил я в районе, из которого если надо в центр – мимо не проедешь. Внешне предприятие производит немного удручающее зрелище – все старое, у забора ржавеют контейнеры для хранения солода плюс львиная часть территории заставлена пластиковыми ящиками для перевозки стеклянных бутылок. На здании – огромная реклама «BiP – пиво со вкусом ПИВА!» (слоган наверное в пику производителям основных брендов сербского пива JELEN и LAV, которые наперегонки увлеклись выпуском пива со вкусом лимона, апельсина и красного грейпфрута 8-( ).
   Когда я подвалил к охранникам на въезде и спросил, проводятся ли какие-нибудь ознакомительные экскурсии по пивоварне, то они уставились на меня молча, как две замороженные трески, даже не спросив, как это обычно здесь, откуда я приехал (наверное подумали, что я прямиком с Луны и это даже уточнять не надо). А зря, как потом выяснил, у этой пивоварни давняя история, которая начинается аж в 1839 году, а непосредственно на этом месте предприятие находится 1872 года. Что еще немного обидно – вплоть до начала 21-го века была одним из крупнейших производителей пива и прохладительных напитков в регионе, но после приватизации в 2007 году резко сдало позиции, и на данный момент являет собой тень былого величия.  Немного напомнило историю с пивоварней в Хамовниках – когда то варили пиво на экспорт, а сейчас никто ее и не вспомнит.
   Но я отвлекся. Информацию надо было как то добывать, и я, не долго думая, пошел в фирменный дисконт-магазин при пивоварне. Фирменный – в смысле «монобрендовый», так как кроме продукции пивоварни (а это пиво марок «BiP» и «Bg», пресловутого ruskog kvasa, а также ракии и пивных дрожжей) ничего не было. Я надеялся, что застану там если не знатока истории пивоварения, то хотя бы просто знающего «что-почем» работника. Но нашел там только скучающую продавщицу, у которой по сути интересующего меня «квасного» вопроса  ничего не узнал, хотя за 5 минут мне было в подробностях рассказано, кто из ее родственников, когда и где в России чего строил. А сами пиво-квасо-и прочее-вары туда не заглядывают – наверное достаточно того, что им перепадает на работе… или уже просто не могут на пиво смотреть! (интересный вопрос – пьют ли пивовары дома пиво?)
   Начал просто узнавать у знакомых. Те, кто помоложе и живет в Белграде, квас знают, четко знают, что это сугубо русский напиток, и, мне кажется, про себя уверены, что только русские и могут его пить. Те, кто постарше, говорят, что квас появился в 70-х, что он очень полезен для здоровья, но все равно даже не вспомнят, когда его пробовали и пробовали ли вообще. В результате удалось выявить неширокий круг покупателей кваса в Сербии – это поклонники того, что здесь называют «здоровой едой» (zdrava hrana - это всякого рода органическая пища, соя и пр.пр.); люди, которые долго прожили в России, а также сами русские.
   Сербский интернет же выдал краткую историю происхождения кваса на Руси, общие сведения о полезности и лечебных свойствах кваса, а также занимательный факт, что когда в 1975 году в Югославии проводился какой-то международный конкурс напитков, в классе прохладительных напитков квас из Москвы прямо так «выстрелил», набрав у жюри 18 баллов (правда я не знаю, 18 это из каких возможных баллов), при том, что кока-кола набрала только 9,5 баллов! Наверное результатом того успеха и послужило начало производства кваса на пивоварне BiP в 1976 году. По мне – так это замечательно! Замечательно, в смысле того, что квас не стал популярен в Югославии, и небольшие объемы производства кваса не позволили отказаться от «правильного» брожения в пользу разбавления квасного сусла газированной водой! И есть возможность, даже находясь в чужой стране, на минуту вернуться в детство! Когда мурашки по спине, как бывает, когда будучи взрослым, заходишь в школу, в которой учился!

В заключение скажу, что в Сербии производители напитков ищут возможности для расширения своих производств, ищут новые ниши. В результате таких поисков прошлом году появился Ledeni kvas, в модной баночке 0,33 и с дизайном как у энергетического напитка. 

На вкус неплох – но и «Очаковский квас» тоже не плох, но вы уверены, что он такой как в детстве? Что еще интереснее: в этом году на пляже в Черногории я увидел лоток с разливным квасом! Уверен, это для того, чтобы удовлетворить потребности русских туристов, которые обрушиваются на приморские города Черногории почище упомянутой выше летней жары. Но я не рискнул  попробовать этот квас, так что о не буду о нем больше говорить. Если решусь попробовать – обязательно напишу!

   P.S. Недалее чем на днях, нещадно палимый июльским солнцем, по дороге, в одной маленькой кондитерской попробовал один балканский специалитет – напиток под названием BOZA. Напиток этот густой как сироп, сладковатый, готовится из кукурузной муки, воды, сахара и дрожжей. Получается что-то вроде браги, только что в начальной стадии, без длительного брожения. Брожение останавливают охлаждением. Вкус специфический, напоминает чуть подкисшую и сильно разбавленную детскую кашу. Но через некоторое время понял, что может так и должно быть – освежает в жару и вдобавок чуть насыщает, потому что в такую жару даже простой овощной салат в горло не лезет.
О boze я вспомнил, когда вспоминал домашние рецепты приготовления кваса – и вспомнил как в Vogue Café один товарищ для поваров и заготовщиков иногда делал свой квас из сухого ржаного хлеба.  Вкус - раз на раз не приходилось, иногда получалась откровенная дрянь, иногда очень даже прикольно, но одно оставалось неизменным: как бы мы этот домашний квас не цедили, он все равно был мутный и густоватый…  как boza :-)! Может все таки врут календари и историки – не в 1975 году квас появился на югославской земле, а много раньше, просто остался в зачаточном состоянии бражки. И вполне наряду с русским ржаным квасом мог бы быть настоящий сербский кукурузный квас!!! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий